СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Авторы

  • Елена Александровна Черникова
  • Дарья Андреевна Ермакова вгспу

Ключевые слова:

социально-педагогическая поддержка; подростки из неполных семей; социальная адаптация; дезадаптация.

Аннотация

В статье систематизированы научные знания по проблеме социально-педагогической поддержки подростков из неполных семей. Обозначено, что основными проблемами подростков из таких семей выступают: одиночество, обида, обостренная восприимчивость, ранимость, повышенная тревожность, агрессивность, неспособность к противостоянию неблагоприятному воздействию, чувство вины. Обоснована взаимосвязь стиля семейного воспитания с уровнем адаптированности личности подростка в неполной семье. Приведены факторы, определяющие содержание социально-педагогической поддержки подростка и членов его семьи.

В статье представлены результаты опытной работы на базе образовательной организации г. Волгограда с участием подростков 13-14 лет из неполных семей. Результаты диагностики с использованием метода экспертных оценок, тестирования, структурированного интервью и наблюдения, позволили выявить подростков целевой группы, имеющих средний и низкий уровни социальной адаптации, нуждающихся в социально-педагогической поддержке. В статье приведено краткое описание программы работы с подростками целевой группы (цель, задачи, использованные методы и формы социально-педагогической поддержки), а также результаты ее апробации.

Библиографические ссылки

Малышева Е.А. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/02/26/anketa-sotsialnoy-adaptatsii (дата обращения: 08.12.2024).

https://rosstat.gov.ru/vpn/2020 (дата обращения: 08.12.2024).

Белобрыкина, О. А. Социально-психологическая адаптация: проблемы измерения (на примере анализа методики К.Р. Роджерса и Р.Ф. Даймонд) / О. А. Белобрыкина, А. В. Дроздова // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2021. – № 3. – С. 10-41.

Ильин, Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин; Е. П. Ильин. – Москва [и др.] : Питер, 2012. – 573 с..

Мустаева, Ф. А. Семья как объект социально-педагогических и социологических исследований / Ф. А. Мустаева // Педагогический журнал Башкортостана. – 2019. – № 4(83). – С. 51-59.

Орлова, А. В. Влияние стиля семейного воспитания на развитие личности детей школьного возраста / А. В. Орлова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2017. – № 8-2(62). – С. 111-114.

Оськина, О. В. Специфика работы социального педагога с неполной семьей в условиях общеобразовательной школы / О. В. Оськина, И. Р. Сорокина // Молодой ученый. – 2014. – № 8. – С. 850-852.

Руднева, И. А. Позитивная социализация детей и молодежи / И. А. Руднева // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы : Материалы X Международной научно-практической конференции. В 2-х частях, Москва, 20–21 апреля 2017 года / Научные редакторы В.И. Казаренков, М.А. Рушина. Том Часть 2. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2017. – С. 416-419.

Смолярчук, И. В. Особенности влияния семьи на социализацию современных подростков / И. В. Смолярчук // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. – 2020. – Т. 19, № 2(44). – С. 83-91.

Яшкова, А. Н. Самоотношение подростков из неполных семей / А. Н. Яшкова // Векторы психолого-педагогических исследований. – 2023. – Т. 1, № 1. – С. 70-76.

Загрузки

Опубликован

30.03.2025

Как цитировать

1.
Черникова Е, Ермакова Д. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА ПОДРОСТКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ. Ребёнок и общество. 2025;(1):29-37. Accessed April 21, 2025. https://www.childandsociety.ru/ojs/index.php/cas/article/view/640